Духовное согласие — главное условие мира
«Бог – мир и ведет Он всегда к миру, никогда к войне.» Вот слова Папы Франциска во время его визита в Казахстан по случаю 7-го съезда лидеров мировых и традиционных религий. Из его слов следует, что религии, которые помогают человеку встретиться с Богом, должны быть инструментами мира во всем мире.
Трансцендентность и братство
Общей чертой различных мировых религий является то, что они имеют два измерения: горизонтальное и вертикальное. Вертикальное измерение (трансцендентность) заключается в том, что религия побуждает человека обратиться к Богу. Она ведет к построению отношений с Тем, Кто бесконечно превосходит меня — с Всевышним. Горизонтальное измерение (братство) состоит в том, что религия также оказывает социализирующее воздействие. Она ведет к построению межличностных отношений. Способствует построению отношений с теми, кто находится, так сказать, на моем уровне. Религия объединяет людей. Люди собираются для молитвы, богослужения, организуют совместные паломничества …
Эти два измерения связаны между собой. Вертикальные отношения с Богом — Творцом всего сущего — обязательно ведут к построению горизонтальных межличностных отношений. Ведь если я уважаю Творца, то, по логике вещей, должен уважать и Его творение. А вершиной Божьего творения является человек. В христианской традиции этот факт выражает символика креста. Крест образуется соединением вертикальной перекладины — указывающей от земли к небу, и горизонтальной перекладины — напоминающей об объятии всего человечества. Папа Франциск в своей речи на съезде лидеров религий в Казахстане сказал: «Это чудесно, что ежедневно в бесчисленных местах культа миллионы и миллионы мужчин и женщин, разного возраста, культур и социального положения, объединяются для молитвы. Это скрытая сила, которая движет миром.» Затем Папа напомнил: «И не может исповедовать подлинную приверженность Творцу тот, кто не любит Его творений. Поэтому Католическая Церковь, неустанно провозглашающая нерушимое достоинство каждой личности, сотворенной «по образу Бога» (см. Быт 1, 26), также верит в единство человеческой семьи. Верит, что все народы составляют одну общину, имеют одно начало, потому что Бог поселил весь род человеческий на лице земли. Мы, верующие в Творца всех людей, первыми должны защищать мирное сосуществование. Мы должны свидетельствовать, проповедовать, молить о мире. Пожалуйста, во имя Бога и ради блага человечества: позаботьтесь о мире, а не о вооружении! Ваши имена останутся великими в истории только если вы будете служить миру.» О том, что истинные отношения с Богом должны превратить человека в миротворца, что настоящая любовь и уважение к Богу ведут обязательно к уважению и любви ко всем людям, глава католической церкви напомнил и в документе Fratelli Tutti, который он посвятил всеобщему братству и социальной дружбе. Папа пишет: «На братской встрече с Великим Имамом Ахмадом Ат-Тайибом, мы решительно заявили, что религии никогда не должны подстрекать к войне, ненавистническим отношениям, враждебности и экстремизму и не должны подстрекать к насилию или кровопролитию. Эти трагические реалии являются следствием отклонения от религиозных учений. Они являются результатом манипулирования религиями и толкований религиозных групп, которые на протяжении истории пользовались силой религиозных чувств в сердцах мужчин и женщин. Бог Всемогущий не нуждается в защите и не желает, чтобы Его имя использовалось для террора». (Fratelli Tutti 285)
Эти идеи помогают нам понять, что одна из главных задач различных религий — стать мощным инструментом для укрепления мира во всем мире.
Библейские импульсы к миротворчеству
Библия, основополагающая книга для христиан, во многих местах напоминает нам об этой задаче. Вот хотя бы несколько вдохновляющих Библейских цитат: «И Бог обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.» (Ис 2,4) «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение.» (Ис 52,7) «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.» (Мф 5,9) «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир.» (Еф 6,15) «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (…) Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.» (1 Ин 4,7-8)
Межрелигиозный диалог — обязательное условие для мира в мире
Общим знаменателем всех религий является то, что они призваны быть инструментами мира во всем мире. Чтобы выполнить эту задачу, мы, члены разных религий, должны прежде всего стремиться к духовному согласию, к согласию между различными религиями. И учиться сотрудничать в создании культуры примирения и согласия в обществе. В достижении этой общей цели играет ключевую роль так называемый «межрелигиозный диалог». Путь межрелигиозного диалога – совместный путь мира и к миру.
Однако стремление к межрелигиозному диалогу не означает потерю своей идентичности или отказ от своих религиозных убеждений. Необходимым условием межрелигиозного диалога является уважение к другому, принятие другого в его отличиях и уважение религиозной свободы как одного из основных прав человека, которая понимается как право человека придерживаться той конфессии, которую он считает истинной и полезной.
Свой взгляд на суть и значение межрелигиозного диалога нынешний глава Католической церкви описывает в документе Evangelii gaudium: «Межрелигиозный диалог — обязательное условие для мира в мире, и потому это долг христиан, как и прочих религиозных сообществ. Такой диалог — прежде всего беседа о жизни человека или же просто позиция открытости к ним, сопричастность к их радостям и горестям. Так мы учимся принимать других с их иным образом бытия, мышления и самовыражения. Таким образом мы сможем вместе взять на себя обязанность служить справедливости и миру, именно это должно стать фундаментальным критерием для любого взаимообмена. Диалог, направленный на поиск социального мира и справедливости, сам по себе, независимо от чисто прагматического аспекта, является этическим обязательством, создающим новые социальные условия. Усилия, посвящаемые этой особой теме, могут трансформироваться в процесс, в котором, слушая друг друга, обе стороны найдут очищение и обогащение. Поэтому даже сами усилия могут обрести смысл любви к истине.» (Evangelii gaudium 194)
Молитва как завершение
Я хочу завершить это размышление молитвой о мире и согласии, взятой из документа Frattelli Tutti:
«Господи, Отец семьи нашей человеческой, Ты сотворил всех людей равнодостойными: излей в сердца наши братский дух и всели в нас чаяние о возобновлении встречи, диалога, справедливости и мира. Сподвигни нас на создание более здоровых обществ и более достойного мира, мира, лишенного голода, нищеты, насилия и войны. Да будут сердца наши открыты всем народам и нациям земли. Да познаем мы добро и красоту, которые посеял Ты в каждом из нас; и таким образом выкуем узы единства, общих проектов и чаяний. Аминь.
Петер Накачка, настоятель Католического прихода Преображения Господня в Атырау.